От украшенного лепестками роз будуара Клеопатры до знаменитой розы Тюдоров, этот символический цветок на протяжении бесчисленных веков доминировал в поэзии, литературе, религии и искусстве. От греческих и римских времен до наших дней это был вневременное воплощение любви, красоты и быстротечности.
Матерь Божья
В средневековой поэзии Дева Мария часто предстает как "роза без шипов". На самом деле, пять лепестков этого цветка являются воплощением пяти радостей Богородицы. Это благодать Благовещения, Рождества, Воскресения, Вознесения и Успения. А также это пять букв ее полного имени. В эпоху Средневековья деятели искусств часто изображали Богоматерь на фоне роскошного розового сада.
Елизавета Английская
Светская литература прославляла розу как символ земной любви и красоты. Поэтому неудивительно, что хитрая королева Елизавета I взяла этот цветок в качестве своей эмблемы. Таким образом, она связала нити куртуазной любви и святой девственности воедино в своей царственной личности.
На портретах Елизаветы I мы иногда видим также белую эглантину. Это использовалось, чтобы символизировать целомудрие королевы и создавать ассоциации между королевой Англии и королевой неба (Девой Марией).
Короли и королевы
Роза является частью геральдических образов английских монархов. Ливреи домов Йорка и Ланкастера, например, были представлены белыми и красными цветами соответственно. Гражданская война, вспыхнувшая между этими двумя домами была названа войной роз. Она закончилась тем, что Генрих VII был коронован королем Англии. Женившись в 1486 году на Елизавете Йоркской, он объединил две династии, родив знаменитую Розу Тюдоров. Сейчас она известна как "цветок Англии".
Античность
Древняя история пропитана ароматом этого цветка. Розовые масла использовались вместо духов. Ими освежали дыхание и даже лечились. Вода, настоянная на розовых лепестках использовалась в косметических целях и в качестве освежающего напитка. У римлян был обычай подносить розы к божественным статуям. Также цветами украшали гробницы.
Роза была посвящена греческой и римской богиням любви - Афродите и Венере. На знаменитом полотне Боттичелли XV века "Рождение Венеры" изображена богиня, стоящая в морской раковине. Ее обнаженную фигуру обдувают ветры зефира, а сверху падают розы бледно-розового цвета.
Однако у нее был и другой, более сложный символизм для римлян. Розалия - это римский праздник в память о мертвых. Розы играли в нем значительную роль. А римский обычай вешать цветок над головой (или рисовать/вырезать ее на потолке) на конфиденциальных встречах был напоминанием того, что ни одно обсуждаемое слово не должно быть произнесено за пределами этого помещения. Термин sub rosa сегодня используется для описания таких встреч и означает "под розой". Генрих VIII распространил эту практику.
Царица цветов
На протяжении веков Роза сохраняла свое привилегированное положение королевы цветов, приобретая новые сорта и значения. Поэт-кавалер Ричард Лавлейс (1617-1657) призывает украсить ею комнату своей возлюбленной так же, как Клеопатра делала много веков назад. Обожаемый романтиками и особенно викторианцами, создавшими сложный язык цветов, новый символизм все больше и больше увязывался с различными розовыми стилями, оттенками и сортами. Но только красной "красавица" выпала честь стать символом красоты, сексуальной любви и мимолетности.
Сегодня
Сейчас роза - это воплощение романтической любви. Мы все еще видим белый цветок как символ невинности, изящества и чистоты. И все же, свернувшись кольцами внутри прекрасных, благоухающих лепестков этого обожаемого бутона, заключены столетия завораживающего смысла. Даже в циничном 21 веке розы продолжают радовать наши чувства, когда мы сталкиваемся с ними - в поэзии, искусстве, песнях или в саду.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?